8(495) 730 79 06, 8(812) 327 49 18
(многоканальный)
Конгрессно-Выставочная Компания «ИМПЕРИЯ»
Главные форумы страны на главных выставках России

Первый Северо-Западный торговый Форум «Некоммерческие закупки в розничных сетях»

Опубликовано: 18.11.2016

В Петербурге в рамках выставки «Петерфуд» прошел Первый Север-Западный торговый Форум «Некоммерческие закупки в розничных сетях».

Суть этого уникального по своей сути мероприятия заключалось в попытке объединить в одном конференционном зале две важнейшие группы бизнеса, напрямую связанных с развитием розничных сетей: директоров по закупкам некоммерческого ассортимента и поставщиками. Но что такое – некоммерческий ассортимент? Это то, что сети закупают не для продаж, а для использования в обустройстве или строительстве магазинов, торговых залов. Сюда относятся не только специализированное торговое оборудование и мебель, но и услуги, расходные материалы, реклама, логистика и т.д. И именно от грамотного выбора оборудования, исполнителей, поставок техники, зависит эффективность работы сети. Форум был посвящен рассмотрению именно этих вопросов.

Мероприятие собрало около 70-ти поставщиков специализированного оборудования и расходных материалов и розничных сетей. Мероприятие отразило наиболее злободневные проблемы во взаимоотношениях между продавцами и покупателями некоммерческого ассортимента. Особенно остро проблемы стали заметны на фоне парадоксальной тенденции конца 2016 года, когда, с одной стороны, сократилось потребление и покупательская способность россиян, а с другой, снизилось некогда бурное развитие сетевой розницы. Между этими двумя полюсами как раз и находится сегодня процесс закупки некоммерческого ассортимента.

Андрей Подлеснов, КВК Империя. Открытие Форума Некоммерческие закупки коммерческими сетями Фокус-сессия Форума Некоммерческие закупки в розничных сетях Максим Высоцкий, Danfoss Cергей Худовеков, партнер Paper Planes
Андрей Подлеснов, КВК Империя. Открытие Форума Некоммерческие закупки коммерческими сетями Фокус-сессия Форума Некоммерческие закупки розничными сетями Максим Высоцкий, Danfoss Cергей Худовеков, партнер Paper Planes

Представляем наиболее интересные и значимые высказывания наших спикеров.

Говоря о состоянии и развитии сетей, Иван Федяков, генеральный директор ИА INFOLine отметил: «Развитие розницы в России происходит на фоне ужесточения госрегулирования и снижения покупательской способности граждан. То есть магазинов открывалось последние 2 года меньше, усиливается консолидация федералов. Максимальный рост числа магазинов приходился на 2015 год, после чего произошел достаточно резкий спад, из которого только сейчас сети начинают выходить. И поэтому поставщикам некоммерческого ассортимента имеет смысл обратить внимание на эту тенденцию. При этом крупнейшими сетями Петербурга остаются X5 Retail Group, О’КЕЙ и Лента. В России же, по итогам 2015 года, Магнит обгонял X5 Retail Group по объемам выручки на 18%. Выручка Магнита в 2015 году составила 950,6 млрд рублей, выручка X5 Retail Group по итогам 2015 года — 804,1 млрд рублей.

Из факторов, влияющих на развитие розницы, и, как следствие, на некоммерческие закупки, остается вмешательство государства: поэтапный переход на применение новой контрольно-кассовой техники, напрямую передающей информацию в налоговые органы. Еще одним фактором является тенденция к уходу в онлайн-торговлю, что тоже влияет на размеры некоммерческих закупок».

Валерий Кириченко, координатор некоммерческих закупок ООО Торговый дом Аркуда (АТП Союз), петербургской продуктовой сети магазинов площадью от 50 до 300 метров, так обрисовал проблемы взаимодействия сети с поставщиками: «В 2016 году мы столкнулась с необходимостью переоборудования часть наших магазинов или оснастить их вообще с «нуля». Однако рынок пестрит предложениями с подозрительно низкими ценами, которые достигаются за счет применения странных, противоречивых схем поставки. Например, продавцы не могут предоставить информацию о товаре и его технических и метрических характеристиках. Кредитные линии для приобретения оборудования предлагаются вообще физическому лицу, а не юридическому, а рассрочки при этом предлагают лишь на узкий ряд моделей, да и то отсутствующие в наличии. Кроме того, регулярно нарушаются сроки поставки. В договорах вводятся скрытые условия поставки, снимающие обязательства по гарантийному обслуживанию. Часто поставщики навязывают ненужные нам работы и услуги. Поэтому мы рекомендуем внимательно выбирать поставщиков товаров и услуг».

Анар Нуруллаев, Раст Иван Федяков, INFOLine Никита Малякин, Оптиком Александр Лапин, О’КЕЙ

Александр Лапин, директор по некоммерческим закупкам федеральной сети О’КЕЙ, рассказывая о выстраивании работы с сетевой розницей, заострил внимание поставщиков некоммерческого ассортимента на следующих моментах: «Федеральные розничные сети в 2017-2020 гг. продолжат поглощение региональных, продолжат экспансию для завоевания свободных рынков, будут вести реновацию существующих магазинов и пересматривать ассортимент, корректируя ценовую свою политику. В итоге консолидация розницы достигнет 80% к 2020 году, что создаст риск ценовых войн. Поэтому работа сетей в части закупки некоммерческого ассортимента будет строиться на принципе оптимизации стоимости. Мы, как крупная сеть, будем объединять заказы, закупать на лучших условиях, делать закупки прозрачными, будем управлять спросом, пересматривать спецификации. Поэтому, чтобы попасть в сети я призываю и самих поставщиков искать способы оптимизации поставок, так как конкуренция будет только ужесточаться».

Среди самых болезненных требований, которые сети предъявляют к поставщикам, Александр Лапин отметил такие, как фиксация валютного курса при поставках, увеличение отсрочек платежа, уменьшение (вплоть до обнуления), суммы предоплаты, требования полного постгарантийного обслуживания оборудования.

Поставщики в свою очередь рассказывали о том, как они видят сегодняшнюю ситуацию при поставках некоммерческого ассортимента, отмечая, а по сути подтверждая, сказанное представителями сетей: чересчур жесткие и не всегда выгодные условия оплаты поставок. Кроме того, по мнению некоторых компаний, ряд закупщиков некоммерческого ассортимента сетей не всегда учитывают современные технические и технологические тренды при закупке товаров. В целом же поставщики предложили более тесно и активно взаимодействовать, чтобы снижать издержки и делать бизнес более маржинальным.

Ольга Куртушина, Mix Research Алексей Рязанцев, бизнес-консультант

Что думают поставщики? 

Никита Высоцкий, руководитель направления «магазиностроение» датской компании Dunfoss в России, рассказал о нескольких трендах.

«На что стоит обратить внимание и сетям, и поставщикам? На повышение энергоэффективности. Это тренд во всех странах мира. Сегодня все больше сетевиков переходят с традиционных систем автоматизации на современные, что позволяет снижать энергопотребление, к примеру, холодильного оборудования до 33%. А вообще это одна из энергоемких статей. Так, свыше 1 500 установленных контроллеров экономят более 500 млн. рублей за электричество в магазинах «Перекрёсток», «Пятёрочка», «Карусель».

Никита Малякин, Руководитель территориального отдела продаж петербургского филиала ГК ОптиКом, рассказал о преимуществах комплексной поставки товаров и расходных материалов для некоммерческих нужд розничных сетей.

«Сети часто говорят, мол, зачем нужны комплексные поставки, когда они успешно работают с поставщиками напрямую. Однако очевидно, что именно комплексная поставка может существенно снизить конечную стоимость заказа. За счет разных факторов. Это наличие у крупного комплексного поставщика собственных складов, автопарка, что позволяет ему делать комплексные поставки в сети 83 регионов России. Смысл этой работы заключается в поиске для сети доступного отечественного аналога импортного товара, аудита ассортимента некоммерческих закупок и выявлении зоны для экономии самой сети. Поэтому мы, например, обеспечиваем множество доставок прямо в день заказа, проводим обучение персонала сети, рассказываем о способах ресурсосбережения и охраны здоровья, окружающей среды на работе. В целом принцип «одного окна» позволяет экономить и сокращать временные затраты, снижать транзакционные издержки, сокращать минимальные партии за счет увеличения ассортиментной матрицы, а также снижать стоимость единицы товара за счет оптимизации логистической цепочки».

Ольга Куртушина, руководитель проекта аналитического агентства MixResearch, рассказала и проблеме выбора систем автоматизации для розничной сети. «Мы проанализировали производителей систем автоматизации и интеграторов. Выяснили, что до 80% предпринимателей в РФ ведут бизнес «в тетрадке» или в Excel, так как серверные системы автоматизации достаточно дороги в установке и обслуживании. Это касается в основном малого бизнеса, конечно. Оставшиеся 20% розницы автоматизированы. В целом базовая автоматизация любого магазина состоит из системы управления товародвижением, кассовой системы и автоматизации финансово-бухгалтерской компоненты. В общем – это инструментарий для сокращения издержек. А кризис в экономике, в котором мы живем, ведёт к росту спроса на такие системы».

На мероприятии также прозвучали доклады о современной внутренней рекламе в сетевых магазинах, новых разработках рекламщиков, которые уже применяются в розничных сетях, о современных трендах, а также о некоторых особенностях оснащений пищевых подразделений сетевой розницы.

В целом Первый Север-Западный торговый Форум «Некоммерческие закупки сетями»оказался полезным с практической точки зрения, как для поставщиков, так и для сетей, однако показал, что обе стороны достаточно оторваны друг от друга. Многие поставщики порой не знают, как именно предложить свой некоммерческий ассортимент сети, а сети при этом ведут закупки, не видя всей широты предложения поставщиков, предпочитая экспериментам с выбором уже отработанные схемы поставки. И только консолидация совместных интересов позволит обеим сторонам – сетям и поставщикам - максимально снизить возникающие издержки. «Нужно чаще встречаться и искать точки соприкосновения», - резюмировали собравшиеся.

Сразу же после Форума прошло самое, пожалуй, главное событие, ради которого и был проведен Форум, – Центр Закупок Сетей: Некоммерческие закупки. На нем прошли прямые переговоры между поставщиками торгового и производственного оборудования и расходных материалов с руководителями подразделений некоммерческих закупок розничных сетей. 

В мероприятии приняли участие 15 розничных сетей, в том числе Пятёрочка (X5 Retail Group), Лента, ТД Интерторг (сети SPAR, Народная Семья),  О’КЕЙ, Нетто, Полушка, Лайм и  свыше 50 поставщиков. По отзывам участников, как от поставщиков, так и розницы, конечная цель была достигнута: поставщики получили информацию о возможностях и нюансах стать партнерами сетей, а сети узнали актуальную информацию о предлагаемых решениях для обустройства и реконструкции розничных магазинов, необходимой технике, технологиях и условиях поставки. 

В ближайшее время поставщики ожидают заключения нескольких десятков контрактов.



Следующий Центр Закупок Сетей™ состоится в рамках мероприятия «XII Всероссийский Продфорум»


Яндекс.Метрика