8(495) 730 79 06, 8(812) 327 49 18
(многоканальный)
Конгрессно-Выставочная Компания «ИМПЕРИЯ»
Главные форумы страны на главных выставках России

Итоги XVII Форума «Обращение медицинских изделий в России»

Опубликовано: 25.04.2017

20 апреля 2017 года, в Москве пошел XVII Всероссийский Форум «Обращение медицинских изделий в России», посвященный наиболее актуальным вопросам функционирования отрасли производства и реализации медицинских изделий.

Форум пошел в знаменитой сталинской высотке, на площади Трех Вокзалов, в отеле Hilton Ленинградская. Организатором выступила Конгрессно-Выставочная Компания «Империя», собрав 300 делегатов-специалистов индустрии, представивших интересы как российских и иностранных компаний-поставщиков, так и производителей МИ, лечебно-профилактические учреждения и профильные министерства и ведомства.

 Панельная дискуссия на Форуме Обращение медизделий в России.jpg Панельная дискуссия Форума.jpg Фокус-сессия Форума.jpg
Панельная дискуссия на Форуме Обращение медизделий в России Панельная дискуссия Форума Фокус-сессия Форум

На мероприятии обсуждались изменения в сфере регистрации МИ и системы госзакупок, процесса интеграции России с международными рынками и странами ЕАЭС, проблематика производства МИ. Ведь хотя на долю российских производителей приходится около 20% производства, все больше российских компаний стремятся к созданию собственных производств, а иностранные производители – к локализации. О перспективах производственного потенциала отрасли, инициативах в адрес Правительства России рассказал Президент Ассоциации «Росмедпром» Юрий Калинин. Впервые обсуждался вопрос возможности организации для рынка МИ применяемой в Европе системы нотификации для рынка медизделий, маркетинг рынка, свободные ниши и продукты. Обсуждались и способы минимизации рисков поставщиками МИ по договорам поставки медизделий в ЛПУ, а также последние изменения в системе госзакупок.  Всего на Форуме выступили 27 спикеров, которые обсудили свыше 80 тем.


Предлагаем вашему вниманию наиболее яркие цитаты спикеров:

 Юрий Калинин, Ассоциация «Росмедпром».jpg  Юрий Калинин, президент Ассоциации «Росмедпром»:

«В 2014 и 2015 годах на рынке медицинских изделий был спад. В 2016 году объем производства российских медицинских изделий вырос на 16,8%. При этом доля МИ российского производства достигла в общем объеме 20%. Однако эта доля не отвечает оценочным возможностям наших предприятий. Кроме того, сегодня уже есть много схем получения финансирования инвестиционных проектов: как через различные фонды, так и через Правительство России, а также через механизм участия в специальных инвестиционных контрактах (по ним тоже можно получать льготы). С 4 до 5,3 млрд. рублей вырос экспорт товаров нашей отрасли. Эта тенденция, я уверен, продолжится. Мы прогнозируем рост рынка с 260 млрд. рублей в 2016 году до 300 млрд рублей в 2017 году. В общем, могу сказать, что сегодня мы наблюдаем изменение отношения к российской отрасли производства медизделий. Но, конечно, нужно работать над улучшением имиджа предприятий отрасли, улучшать менеджмент качества, развивать экспортные направления.

Самый больной вопрос, конечно, это регистрация. Я получаю письма с пожеланиями в адрес Росздравнадзора. Есть очень большое недопонимание в сфере регистрации: каждый пункт можно трактовать по-своему. И мы стараемся со своей стороны снять эти двойные трактовки. Более того, мы поставили вопрос, чтобы создать при Минздраве координационный совет для организации регистрации МИ в один этап с усилением контроля. Мы также договорились с рядом ведомств, например, с ФАС, ТПП, РСПП о том, чтобы усовершенствовать систему госзакупок для увеличения доли отечественных производителей до 30%».

Сергей Николаев, начальник  Отдела здравоохранения и социальной политики ФАС России:

«Все знают ФЗ 44, но не все – ФЗ 135 «О защите конкуренции». Это закон материального права. Мало кто знает, что там прописано очень много полномочий у ФАС. Мы по реализации этого закона успешно продвигаемся. У нас есть пул кейсов, в которых как раз и отражена суть того, как ограничивается конкуренция и чего делать компаниями нельзя. Что очень важно: у вашего рынка должен быть свой Закон «Об обращении медизделий», который прописывал бы все правила игры, которые сегодня содержатся в разных нормативных актах. Сегодня такой закон есть только в виде проекта».
Сергей Николаев, ФАС России.jpg  

Ольга Анчишкина, Бюро контактной информации.jpg  Ольга Анчишкина, исполнительный директор «Бюро контактной информации»:

«Сегодня трудно рассчитать объем рынка медизделий. Объем выпускаемой российскими производителями продукции - около 260 млрд рублей. Но когда мы начинаем разбираться с реальным платежеспособным спросом по МИ, то выясняется, что госзакупки медоборудования и медизделий в активном обороте находятся только отчасти. Они включены в сферу здравоохранения в целом, федерального или регионального. Часть затрат – это около 30% - идут на строительство, реконструкцию, ЖКХ, разные услуги, содержание зданий, на содержание здравоохранения, зарплату и так далее. И только часть идет на закупку МИ в рамках системы госзакупок. Причем последние годы закупка медизделий государством снижается, на это стоит обратить внимание. Доля эта составляет всего 4% от всех госзакупок в стране. При этом средняя цена контракта - всего 270 тыс рублей, в то время, как выгодной считается сумма, выставляемая на торги в размере от 5 млн рублей. В отношении цен при проведении госзакупок были приняты новые правовые решения, Например, при изменении цены контракта (статья 95) госзаказчик должен начислять штрафы и пени, исходя из новой цены. Госзаказчик может теперь отражать в контракте снижение цены пропорционально источникам финансирования. Принят новый перечень товаров и услуг, закупая которые, нельзя предусматривать в госконтракте аванс. Кроме того, госзаказчик теперь проверить факт выдачи сертификата о происхождении МИ на сайте ТПП РФ».
Оксана Ким, Генеральный директор «Феу дегаз компани»:

«Отрасли МИ жизненно необходима внятная и прозрачная система регистрации. Такую систему можно построить только при наличии паритетного взаимодействия экспертных организаций с органами исполнительной власти. Превращение регуляторной системы в инструмент непрозрачной конкурентной борьбы или лоббирования в итоге делает рынок непрогнозируемым и невыгодным для инвестиций. Если же говорить о перспективных задачах по совершенствованию системы регистрации в ЕАЭС, куда с 1 января начала входить и Россия, отмечу следующее. Если инспекция на предприятие МИ в процессе регистрации в зоне ЕАЭС будет проводиться не экспертным органом, аккумулирование и систематизация данных о производствах МИ, становится проблемой при согласовании. А ведь это ключ к пониманию системы управления качеством предприятия и продукта. Такая база данных об иностранных производствах в Казахстане и Беларуси, к примеру, находится в руках экспертной организации. И если для России ставить задачу прозрачного регулирования рынка, то расчленять функции экспертизы и инспектирования нецелесообразно. При другой схеме взаимодействия встраивается возможность предварительной экспертизы досье МИ, возможность выбора экспертного учреждения, утвержденного Росздравнадзором. И тогда делегирование полномочий высвободит ресурс для работы и разработки рекомендаций ко всем участникам процесса и надзора за процессом экспертизы. Кроме того, устраняется фактор прямого влияния на экспертизу. Сама же экспертная или инспектирующая организация позволяет формировать базы данных о зарубежных производственных площадках.
 Оксана Ким, Феу дегаз компани.jpg
 Анна Хвагина, Титановая долина.jpg

Анна Хвагина, директор по развитию, ОЭЗ «Титановая долина»:

«Проект особой экономической зоны «Титановая долина» реализуется в Свердловской области, которая занимает первое место в России по развитию высоких технологий в области медицины (по данным портала Medpulse). Производство МИ – одно из приоритетных направлений для «Титановой долины». Так, в 2016 году статус резидента получила компания «Зибус» - 100%-но импортозамещающее производство изделий для нейрохирургических операций. Завод начнет работу в 2017 году. Сейчас идут переговоры с пятью производителями МИ. При этом налоговые и таможенные преференции, готовая инженерная инфраструктура, административная поддержка позволяют снизить до 30% издержек на организацию производства. Поэтому «Титановую долину» при нынешней государственной политике импортозамещения можно считать механизмом поддержки отечественных производителей».

Ирина Каширина, Руководитель проекта по таможенному администрированию (направление МИ) Российского Экспортного Центра:

«Российские компании, которые занимаются производством МИ, могут претендовать на государственные субсидии для высокотехнологичных проектов. Они касаются компенсации части затрат на транспортировку продукции, связанных с продвижением высокотехнологичной, инновационной и иной продукции и услуг на внешние рынки, сертификации и регистрации объектов интеллектуальной собственности на внешних рынках, а также на повышение узнаваемости российских брендов и российской продукции за рубежом. Вы также можете получить компенсацию на транспортировку своей продукции, организацию аренды выставочных площадей, застройке стендов, доставку образцов продукции до места проведения зарубежных конгрессно-выставочных мероприятий. У нас вы можете получить компенсацию на организацию подготовки и проведение специальных мероприятий по продвижению продукции на внешние рынки. Обратите внимание, что компенсациям через РЭЦ подлежат затраты, произведенные в 2016-2017 гг. на оценку соответствия и испытания в уполномоченных испытательных лабораториях, оценку соответствия менеджмента организации».
 Ирина Каширина, Российский Экспортный Центр.jpg
Сергей Чудаков, Отраслевой Союз Превентивная медицина HealthNet АСИ-НТИ.jpg Сергей Чудаков, Отраслевой Союз «Превентивная медицина» HealthNet АСИ-НТИ:

«Тенденции времени, связанные с изменениями во внешнеэкономической, политической среде, экономической конъюнктуры внутри страны не позволяют должным образом обеспечивать текущие нужды медицинских учреждений. Это сказывается на качестве обеспечения медицинских технологий в части…МИ, и, как следствие, вынуждает прибегать к использованию более дешевых, менее качественных расходных материалов. Есть масса вопросов и по процедуре закупок. Как вариант решения проблем мы предлагаем создать единую независимую информационную площадку, на которой равнодоступные возможности получат и заказчики, и производители, и поставщики МИ».
Юлия Гуленкова, Директор направления, Новые медицинские изделия, Фонд Сколково:

«Наряду с тем, что сегодня есть уже достаточное механизмов получить финансирование высокотехнологичных проектов, как в виде прямых финансовых вливаний, так и косвенных, а также консалтинговой поддержки, остается проблемой низкий уровень координации действий по поддержке проекта компании-инициатора со стороны различных институтов развития. По-прежнему высокими остаются затраты времени компаний на поиск информации о существующих механизмах поддержки в России. Как вариант решения проблемы мы предлагаем вести совместный запуск пилотных проектов и расширить функционал государственной информационной системы (ГИС) промышленности».
 Юлия Гуленкова, Новые медицинские изделия, Фонд Сколково.jpg
 13.jpg Андрей Виленский, генеральный директор НТЦ МЕДИТЭКС:

«Самая эффективная стратегия производства медицинских изделий в России в кризисных условиях - объединение и рациональное использование компетенций всех участников. Я говорю о принципе кластера, который реализуется, например, в Московской области. Хотел бы обратить внимание на специальные инвестиционные контракты. Они имеют взаимовыгодный формат сотрудничества государства и бизнеса. Компания получает облегченный доступ к госзаказу, возможность стать поставщиком продукции, произведенной в рамках спецконтракта на внеконкурсной основе. Получает режим неухудшения налоговых условий и снижения до 0% федеральной и региональной части ставки налога на прибыль. Участники медико-технологический кластера Московской области имеют повышенную конкурентоспособность, работают в кооперации с другими, имеют федеральные и региональные меры поддержки. Продукция участников продвигается на внутреннем и внешнем рынках, имеет субсидии при реализации совместных проектов и многое другое.
Дворниченко Павел, начальник отдела сопровождения проектов Фонда содействия инновациям (Фонд Бортника):

«Мы поддерживаем экспортно-ориентированные компании. Проводим отраслевые конкурсы, например, Медицина-2017. Его цель – поддержка компаний, планирующих разработку и освоение новых видов медицинской продукции по тематикам, предложенным ведущими и крупнейшими медицинскими научными центрами России. Деньги можно получить на проведение НИОКР. В результате конкурса будет создана интеллектуальная собственность, подан в Росздравнадзор комплект документации для получения регистрационного удостоверения на продукцию».
Павел Дворниченко, Фонд содействия инновациям (Фонд Бортника).jpg
Лев Осипов, МОМТ.jpg  Лев Осипов, Вице-президент МОМТ:

«Дорожная карта «Хелснет», которую мы разрабатываем, утверждена решением президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию 28 декабря 2016 года. Ее цель – координация действий всех задействованных участников: исполнительной власти, институтов развития, государственных и частных компаний, общественных организаций. Основные направления: превентивная медицина, ITв медицине, биомедицина, здоровое долголетие, спорт и здоровье, медицинская генетика. На первом этапе – в 2017–2019 годы – планируется создать необходимую инфраструктуру развития малых компаний рынка «Хелснет», которые должны обеспечить поток высокотехнологичных разработок и решений. На втором этапе (2020–2025 годы) – создание и развитие инфраструктуры для средних компаний. И только на третьем этапе (2026–2035 годы) планируется реализация долгосрочных проектов и тиражирование технологических решений».

Игорь Звягин, эксперт по медицинской технике, BSI:

«Нотификация органов сертификации в России – это совершенно новая тема, к которой мы должны прийти рано или поздно. На Западе – это основа функционирования многих рынков, и она показала свою эффективность. Существует официальный перечень компаний, которые имеют право проводить сертификацию систем менеджмента. В ЕС органы по оценке соответствия нотифицированы в рамках процедуры уполномочивания. И критерии соответствия стандартам аккредитации там считаются недостаточными. Поэтому рассматриваются еще и такие элементы, как знания видов продукции, процедур оценки, способность учитывать добровольную характеристику стандартов. Кроме того, нотифицированный орган обязуется участвовать в действиях координации нотифицированных органов, а также покрыть свою профессиональную деятельность адекватным страхованием».


 Кирилл Пузанков, Кирилл Пузанков, Аналитический Центр по внешней торговле Минпромторга РФ.jpg

Кирилл Пузанков, Заместитель отдела сопровождения торговых начальника споров Аналитического Центра по внешней торговле Минпромторга России:

«Импорт медизделий из государств ЕАЭС в РФ с 2011 по 2016 гг. увеличился в 38 раз. Доля импорта в РФ из ЕАЭС выросла с 0,16% до 8,1%Объём импортируемых в Россию медизделий в 2016 году составил в денежном выражении 2,87 млрд. долларов. А экспорт российской продукции составил всего S75 млн. (на 4% больше уровня 2015 года). Готовясь к выходу на рынки ЕАЭС, мы должны понимать, что есть нетарифные барьеры, которые будут мешать, и которые нужно устранить, например, ограничение доступа поставщиков к участию в закупках на территориях стран ЕАЭС».

Дмитрий Щекин, заместитель начальника отдела координации работ в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий Департамента технического регулирования и аккредитации ЕЭК:

«В настоящее время в разработке находится ряд проектов документов, без которых мы не сможем работать на рынках ЕАЭС. Они касаются стандартов, в результате применения которых на добровольной основе будет обеспечиваться соблюдение соответствия МИ общим требованиям безопасности и эффективности. Это критерии по включению в одно РУ нескольких модификаций МИ, относящихся к одному виду МИ в соответствии с применяемой в ЕАЭС номенклатурой. Кроме того, предстоит принять методические рекомендации по проведению экспертизы безопасности, качества и эффективности регистрационного досье на медицинское изделие, методические рекомендации по содержанию и структуре документов регистрационного досье на МИ. А также - критерии по разграничению элементов МИ, которые являются составными частями МИ, принадлежностей и комплектующих для регистрации».
Дмитрий Щекин, Департамент технического регулирования и аккредитации ЕЭК.jpg

Алексей Ванин, генеральный директор компании MDPro:

«Чтобы работать на рынке, нужно знать те тенденции, которые на нем происходят. Рынок медицинских изделий в 2014-2016 годах показывает рост в пределах 10%. При этом рост потребления во многом связан с эффектом роста цен. А драйвером роста являются расходные материалы. При этом стоит готовиться к сжатию рынка МИ. Это обусловлено наблюдаемой тенденцией к сдерживание бюджетных расходов на здравоохранение (с 3,7% от ВВП в 2013 году до 3,1% к 2020 году). То есть затраты государства на госзаказ будут падать. В то же время можно ожидать незначительного «инфляционного» роста потребления в денежном выражении в период 2017-2019 годах на уровне 3-5%. При производстве или поставках следует обратить внимание на то, что перспективные ниши находятся на стыке сегментов государственной поддержки локальной продукции и «дорогим» импортом».

Ирина Кравцова, директор по маркетингу компании «РТМ-диагностика»:

«Я работаю в высокотехнологичной компании-производителе МИ и понимаю, насколько велико значение маркетинговой стратегии при продвижении медицинских технологий. Если говорить о плюсах и минусах вашей уникальной технологии, то в плюсы я бы занесла возможность через уникальность обратить внимание на вашу компанию, привлечь интерес частного инвестора или Фонда, а также интерес сегмента b2c. А вот минусами я считаю отсутствие ориентации в сегментах рынка, необходимость обширной базы клинических исследований, скептицизм специалистов, затруднителен и поиск лидеров мнений. Поскольку рынок Ми очень наукоемкий и сложный для продвижения, я хочу порекомендовать самые эффективные направления маркетинговой стратегии: через продвижение в Интернет, апробацию, выставки, акции, семинары, тренинги, конференции и другие эвент-мероприятия». Ну, и наконец, получение РУ силами своей компании выгоднее, нежели сторонней организацией».

 Алексей Кравцов, Московский Арбитражный Третейский суд.jpg Алексей Кравцов, Председатель Московского Арбитражного Третейского суда:

«Выбирая, кому, какому суду доверить свое судебное разбирательство, обратите внимание на то, что в отличие от государственного Арбитража, обращаясь в третейский суд, истцу и ответчику нужно ездить по месту нахождения суда, а не ответчика. А нанимая юриста, обратите внимание на то, чтобы он имел высшее юридическое образование юридического вуза, имел опыт работы в компании от года, учился бы очно, а не заочно. Третейские суды зачастую работают быстрее Арбитража: 10-минутное заседание может заменить 10 месяцев рассмотрения в суде государственном. Третейский суд добивается возврата задолженности через судебных приставов. Минимизирована возможность подкупить судью, так как дела рассматриваются очень быстро, а в заседании можно участвовать даже через видеоконференцсвязь. Не срезаются и договорные неустойки».

XVIII Всероссийский Форум «Обращение медицинских изделий в России» пройдет 19 сентября в отеле Hilton Ленинградская


Яндекс.Метрика