8(495) 730 79 06, 8(812) 327 49 18
(многоканальный)
Конгрессно-Выставочная Компания «ИМПЕРИЯ»
Главные форумы страны на главных выставках России

Итоги II Всероссийского Форума «Хлебное дело»

Опубликовано: 10.10.2017

9 октября, в Москве прошел II Всероссийский Форум хлебопекарной и кондитерской промышленности «Хлебное дело». Он был организован КВК «Империя» при поддержке генерального партнера - ЦВК «Экспоцентр» - в рамках крупнейшей 22-й международной выставки «Агропродмаш».

Мероприятие было составной частью официальной деловой программы выставки «Агропродмаш». Форум посвящен наиболее важным вопросам хлебопекарного рынка, находящегося в состоянии изменений, обусловленных конъюнктурой рынка и экономическими сложностями в стране.

Выступающие были единодушны в том, что важнейшим источником изменений хлебопекарных предприятий являются в первую очередь сами потребители, которые задают тон технологам и производителям конечной продукции, а они, в свою очередь – производителям техники.



Нынешний потребитель, следуя моде или состоянию кошелька, экспериментирует, переходит с одного вида продукта на другой, из одной продуктовой ниши в другую. Два фактора определяют сегодня политику на рынке хлебопечения: стоимость продукта и его полезность для здоровья с точки зрения потребителя.

На Форуме выступили крупнейшие ученые и представители хлебопекарной и кондитерской индустрий. 



Приводим наиболее яркие цитаты спикеров

Стратегия

Валерий Чешинский, Российский Союз пекарей

«На начало октября 2017 года в России намолочено 128,9 млн тонн зерна, из них 85,9 млн тонн - пшеницы. Общий урожай прогнозируется на уровне 130 млн тонн. Экспорт зерна составит около 45 млн тонн. На фоне высокого урожая пшеницы специфика в двух последних сельскохозяйственных сезонах такова, что не хватает качественного зерна, пшеницы 3-го класса для массовых сортов хлеба. В стране нет механизмов, которые стимулировали бы аграриев выращивать высококачественное зерно 1 и 2 класса. Важнейшим этапом поддержки отрасли хлебопечения должна стать оптимизация оборота хлеба и хлебобулочных изделий и дополнительная защита зернового фонда. Отмечу также, что хлебопекарные предприятия вынуждены большую часть оборудования покупать за рубежом. Правда, и предложения отечественного машиностроения тоже растет. Но наши машиностроители не всегда готовы предоставить комплексные технологические решения, как это делают западные коллеги. Тут свою роль может сыграть программа Минпромторга РФ по поддержке производства оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности».

 

Анатолий Косован, НИИ хлебопекарной промышленности

«Научные исследования по реализации государственной политики в области здорового питания продолжаются. Они ориентированы на разработку и продвижение новых х/б изделий с высоким оздоровительным потенциалом. Успешная ли эта работа? Не очень! Для реализации продуктовых инноваций необходимо построение коммуникаций между производителями, торговлей и госзаказчиками, научными и образовательными учреждениями. Кроме того, появилась практика, когда решения по регламентированию качества сырья не всегда принимаются с учетом мнения производителей. Не прогнозируются последствия предлагаемых новаций для населения. Вследствие этого возрастают негативные настроения, уровень потребления хлеба снижается, а количество нареканий на качество растет. Все, чем славился русский каравай, в целом утеряно. Быстрое плесневение, крошковатость, отсутствие вкуса и аромата характерны для некоторых производителей. Для решения проблем нужно разработать национальный стандарт на зерно пшеницы с установлением требований для производства муки с высокими хлебопекарными достоинствами. Нужно скорректировать систему госзаказа на х/б изделия в контрактной системе. А поставщиками для государства должны быть только предприятия, имеющие необходимые мощности, подготовленный персонал, систему контроля сырья, техпроцесса и качества».

 

Виктор Тутельян, ФИЦ питания и биотехнологий

«Обращу внимание, что в России в 2005-2016 гг. наблюдалось нарушение в питании населения. Питание, избыточное по калорийности и дефицитное по витаминам и микроэлементам, продолжает приводить к росту ожирения среди взрослых (до 25%) и среди детей (до 7%). А это бич №1 в мире. В этом ключе здоровыми модификациями мучных изделий мы считаем такие, в которых происходит замена простых сахаров на углеводы с низким гликемическим индексом, вводятся пищевые волокна, снижается калорийность и количество жира, а животные жиры заменяются растительными. Должны отсутствовать трансизомеры жирных кислот».


Аналитика 

Дмитрий Рылько, ИКАР (Институт Конъюнктуры Аграрного Рынка)

«Мы наблюдаем очень интересную тенденцию на хлебопекарном рынке в части потребления хлеба. По оценке АКАР, официальное и реальное производство муки и хлеба в России очень серьезно расходятся с данными Ростата России. То есть официальные данные статистики довольно-таки сильно занижены. Так, по данным Росстата, в 2016 году в России потреблено 6,6 млн тонн, а по нашим данным – около 7,2 млн тонн. Почти 12 млн тонн произведено муки по данным ИКАР, и на 2,5 млн тонн меньше показывает государственная статистика. А это огромные цифры, огромное расхождение».

 

Иван Федяков, INFOLine:

«С 2011 года объем производства в пищевой промышленности вырос почти в 2 раза. Это связано, в том числе, и с тем что сокращался импорт продуктов. В 2015-2016 годах наблюдалось падение объемов продаж продовольствия. Но со второй половины 2017 года падение прекратилось. Инфляция резко снижается. И во втором полугодии продажи продуктов питания впервые за последние 3 года начнут устойчиво прирастать».

 

Виктория Давитаиа, GfK Rus

«Рынок хлебобулочных изделий растет меньшими темпами в стоимостном выражении по сравнению с рынком FMCG. Кроме того, рынок демонстрирует наибольшее падение потребления (-6,9%). Потребление ХБИ в России снижается из-за того, что люди снижают интенсивность потребления ХБИ путём уменьшения как размера покупки, так и частоты покупки. Покупательская аудитория при этом остается стабильной. Очень важно понимать, что на рынок, скорее всего, влияет одна из 12-ти глобальных тенденций, которые сегодня определяют потребности потребителей – здоровый образ жизни. Вообще-то этим обеспокоены 84% населения страны. И нельзя не учитывать эту тенденцию при производстве хлеба. Очень интересно, что россиян беспокоит тема с набором избыточного веса. Они боятся потолстеть сильнее, чем жители других стран. А в итоге россияне испытывают нехватку в брендах и услугах, которые помогут сохранять им красоту, молодость и здоровье.


Татьяна Сухадолец, Глобальные инновации

«В 2016 году произошел прирост рынка ингредиентов на 11% (травы, специи и приправы). Использование крахмалов выросло на 15%. При этом отмечен рост на 12% по сравнению с 2015 годом потребления альтернативных белков: соевого белка (на 28%), растительного белка (на 10%) и белков других злаков (на 15%). А так как меняется потребительское поведение, производителю следует подумать и о продукте. Пришло время заработать на спросе на здоровье и сбалансированном питании. Потребителю интересен узкий сегмент в ингредиентах, и он быстро находит информацию, где и в каком количестве этот ингредиент содержится в продукте. Снижается потребление сладостей».


Технологии

Елена Афанасьева, Пуратос

«Происходит ускорение роста общемирового рынка хлебобулочных изделий. Но в России на рынок негативно влияют изменение привычки потребления, демографический кризис 90-х, имидж хлеба как таковой, снижение потребления пшеничных сортов. А как перспективу следует рассматривать тенденции к разнообразию, здоровому питанию, свежей выпечке и замороженному хлебу. 70% россиян предпочли бы покупать в пекарнях.

На рынке ингредиентов превалируют технологичность (возможность работать с традиционными рецептурами на любых типах производств), инновационность, традиции, уникальный ассортимент, основанный на локальных вкусовых предпочтениях. В целом российские потребители, согласно исследованиям, думают, что в 2025 году пища будет более удобной, более инновационной, разнообразной и вкусной».

 

Александр Бородин, Омрон Электроникс

«В мире пищевых производств происходит процесс роботизации. Причинами этого является рост числа потребителей, стремление к большему функционалу предприятия, когда продукция становится все сложнее для производства, сокращение издержек, индивидуализация массового продукта. Как в мире, так и в России все активнее идет процесс роботизации производств. Монтируются универсальные роботы, которые хорошо себя показывают на сборочных линия, на фасовке. Преимущества робота на пищевом производстве – это скорость выполнения операции, минимальный брак и повреждение продукта, гибкая производительность, есть масса данных для анализа».

 

Мария Глухова, Си Пи Си

«Контрактное производство является новым подходом в организации хлебобулочной и кондитерской промышленности. Выгоды заключаются в том, что отсутствуют инвестиции в оборудование, внедряются новые технологии, быстро выводятся на рынок новые продукты. Есть возможность эксперимента, поиска свободных ниш. Не так высоки риски при выводе продукта с рынка. Есть возможность расширения линеек при помощи различных рецептур одного и того же продукта»».

 

Мария Толмакова, 1С-Рарус

«Для развития и эффективного управления хлебобулочным и кондитерским бизнесом нужно активнее использовать информационные системы. При этом производитель может сам выбирать, что ему важнее: новое оборудование или информационная система. Эффективность для бизнеса от использования последней заключается в системной и сбалансированной деятельности предприятия, реализация всех целей бизнес-планирования, оптимизации процессов принятия управленческих решений, повышении удовлетворенности, лояльности клиентов. А чисто экономический эффект - в снижение объемов материальных запасов, сокращение расходов на материальные ресурсы, снижении производственных издержек, сокращение операционных и административных расходов, операционных и административных расходов и многого другого».

 

Тамара Турчанинова, ФГАНУ НИИХП

«В России большинство предприятий отрасли укомплектовано морально устаревшими пневмотранспортными системами с использованием энергоемких компрессорных станций. Они загрязняют транспортируемое пищевое сырье маслами и продуктами износа, имеют низкую надежность, высокие энергопотребление и повышенные расходы энергии, воды, масла. Для решения этой проблемы НИИ разработал и внедрил на крупных хлебозаводах энергоэффективную и высокоресурсную пневмотранспортную систему нового поколения со следящей системой управления, которая решает большое количество обозначенных проблем на предприятиях».


Маркетинг

Роман Калинин, ВАТЕЛЬ МАРКЕТИНГ

«Сегодняшняя аудитория предпочитает в плане потребления казаться, а не быть. Соответственно, и производитель должен следовать данному тренду. Нужно четко понимать, кто целевая аудитория: вегетарианцы, «ЗОЖевцы», мамы, спортсмены, офисные работники…Отсюда строятся и маркетинговые стратегии по ингредиентам и соответствующая упаковка: «Чистая этикетка», «Родной», «Модный ЗОЖ», «Функциональный». Каждому из них соответствуют свои ингредиенты. В качестве рекомендаций: для европейской части России необходимо подтверждение пользы. Для азиатской - избегание вреда (без ГМО, бездрожжевой, cleanlabel). А общая рекомендация: привносить элементы «здоровья» на всю продукцию, без исключения».


Вечером участников Форума ждала встреча с известным эрудитом, экспертом и политическим консультантом Анатолием Вассерманом. На этой сессии гости услышали ответы на самые острые вопросы развития экономики России, перспектив промышленного потенциала, узнали мнение о прогнозных планах развития промышленного сектора страны.


Анатолий Вассерман


 krivickaya_olga_200x250.jpg  

 Ольга Кривицкая, БАРГУС ТРЕЙД 

«Хотелось бы напомнить, что сегодня весьма популярным в хлебопечении является направление «Здоровое питание». Это тренд не только на мировом, но и на российском рынке. И наша компания следует этому вектору. Дело в том, что при чрезмерном употреблении мучных изделий нарушается сбалансированность питания человека, так как продукты содержат много жиров и углеводов. Это серьезная проблема для многих. Для решения этой проблемы специалисты компании разработали целую линейку новых продуктов «Здоровое питание». Они содержат дополнительные ингредиенты, которые обеспечивают функциональное воздействие на организм: это гречневая крупа, дробленое зерно ржи, семена подсолнечника, пшеничные отруби, кукурузные хлопья, семена кунжута и льна. Для сбалансированного питания используются также многочисленные смеси, которые сегодня являются основой здорового питания. Однако такие смеси не являются лечебными, они лишь помогают оздоровлению и старению организма». 



Следующий Форум «Хлебное дело» пройдет осенью 2018 года в рамках выставки «Агропродмаш».



Яндекс.Метрика